​МБОУ СОШ № 32 – призер проекта  «Три ратных поля России в Сургуте - 2019»

​Если вы живёте в Сургуте, тем более учитесь в одной из школ города, то вы непременно знакомы с проектом "Три ратных поля России в Сургуте''. Учащиеся школы 32, начиная с 2013-2014 учебного  года, являются его активными участниками. В 2014 году команда школы, став победителем второго конкурсного отбора, удостоилась чести ступить на землю, где вершилась история Российского государства. Учащиеся побывали на Куликовом поле, посетили места Бородинского и Прохоровского сражений. Память об этих событиях все эти годы с гордостью  передавалась новому поколению девчонок и мальчишек, обучающихся в школе, через  уроки школьного музея имени Ф. Я. Показаньева. И вот, в 2018 году у коллектива образовательной организации созрело решение вновь вступить в проект, в его модуль "Небывальцы". С начала февраля по конец мая в образовательной организации прошли декады по истории отечества. Декады проводились с целью развития познавательной и творческой активности обучающихся, для формирования их первичного представления о проекте и погружения в изучаемые исторические эпохи. В рамках декад педагоги и школьники проводили концерты, интеллектуальные игры, организовывали мини реконструкции и открытые уроки.

В I полугодии 2018-2019 учебного года в период с 11 октября по 17 ноября 2018 года учащиеся 4-х классов стали участниками викторины «Три ратных поля России», посвященной трём решающим сражениям в истории России. Викторина является вторым этапом проекта, модуля «Небывальцы». Участниками Викторины явились обучающиеся 3-8-х классов общеобразовательных организаций – участников проекта, модуля «Небывальцы»: МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»,  МБОУ СОШ № 4, МБОУ СОШ № 15, МБОУ НШ № 30, МБОУ СШ № 31, МБОУ СОШ № 32, МБОУ НШ «Перспектива», МБОУ СОШ № 45.

В итоге команда 4 в и 4 г классов (руководители Казакова Елена Владимировна, учитель начальных классов  и Матиева Зульфия Арсланбековна, учитель начальных классов) награждены дипломом II степени.

В период с 12 ноября по 07 декабря 2018 года в три этапа прошел конкурс творческих и проектных работ учащихся «История ратных подвигов. Три ратных поля России. На Конкурс от образовательной организации были представлены работы, соответствующие теме «История ратных подвигов. Три ратных поля России», выполненные в следующих номинациях: «Поделка» (1 работа) , «Рисунок» (12 работ), «Модель военной техники» - выполненная вручную максимально точная копия реально существовавшей техники в каком-либо масштабе (артиллерийское и пехотное вооружение; танки и бронетехника; авиатехника; военно-морской флот), «Макет военных действий».

По итогам конкурса работа «Прохоровское сражение» учащегося 4 а класса Смирнова Богдана (руководитель Шагарова Оксана Леонидовна, учитель начальных классов) отмечена дипломом III степени  в номинации «Модель военной техники». Также по условиям проведения конкурса в социальной сети «ВКонтакте», группе проекта «Три ратных поля России в Сургуте» было организовано открытое офлайн голосование за конкурсные работы участников. По итогам голосования за «Приз зрительских симпатий» лучшими работами признаны: Макет военной техники Никифорова Богдана и Поляк Максима, обучающихся МБОУ СОШ № 4. Рисунок Бесхмельнова Данила, обучающегося МБОУ СОШ № 32.

21 декабря 2018 года «небывальцы» приняли участие в научно-практической конференции в очном формате. На конференции были представлены работы в номинациях «Исследовательская работа», «Эссе», «Проект».

По итогам участия в модуле «Небывальцы»  МБОУ СОШ № 32 на  историческом форуме «Там, где ты стоишь сейчас, там и поле Куликово» был вручен сертификат для участия в модуле «Ратники» проекта.

В рамках модуля «Ратники» командой учащихся, педагогов и родителей пройдены три этапа проекта:

1-й этап: театрализованное представление «День истории России в 3 Д формате»;

2 – й этап: интерактивная интеллектуальная игра «Битва за историю»;

3-й этап: Боевое историческое учение «Три ратных поля России».

В рамках первого этапа вниманию экспертов было представлена театрализованная постановка «Русский характер». К театрализованной постановке были изготовлены костюмы, декорации, макеты, модели военной техники, карты для создания исторической и культурной среды каждой эпохи, в которой проживали герои России разных времен. Одним из самых сильных моментов этапа - музыкальная и хореографическая организация через представление разнообразных песен и танцев трех эпох. К данному событию учащимися была подготовлена фотовыставка «Мы в проекте» и выставка рисунков и творческих работ. Главную роль в театрализованной постановке сыграл учащийся 11 а класса Морданов Ленар. В постановке были заняты 100% учащихся 4-х классов, учащиеся 7-х,8-х, 10-х классов. Всего участников более 300 человек. По итогам первого этапа коллектив школы занял второе место, уступив ОУ № 15 11 баллов.

В интерактивной интеллектуальной игре «Битва за историю» приняли участие 10 учащихся 8-х, 10-х классов: Суровикин Никита, Первак Александр, Николаев Дмитрий, Фролкина Валерия, Ляхина Снежана, Бандуров Лев, Деминцева Арина, Климов Артем, Чамеев Владимир. Конкурсанты в рамках игры «Битва за историю» соревновались в 3 конкурсных блоках: – «Визитная карточка», где команды образовательной организации представляет свой имидж, девиз в стихотворной, песенной, устной, мультимедийной форме и пр. – «Буктрейлер», где задача участников представить короткий видеоролик, визуализирующий содержание книги, прочитанной в рамках проекта «Три ратных поля России», по одной из заявленных тем, которые определяются путем жеребьевки (эпоха Куликовской битвы, эпоха Бородинского сражения, эпоха Прохоровского сражения, уроки истории Столетия). Работа команды МБОУ СОШ № 32 была посвящена событиям 20 века, а именно Афганской военной кампании.  Буктрейлер «Седой солдат» по книге А. Проханова покорил экспертов глубиной затронутых вопросов.

Этап «Живые полотна» - демонстрация этюда по мотивам картины известного художника в рамках тематики проекта. Командой была подготовлена живое полотно по картине Вениамина Карповича Чебанова «Курская дуга. Последний снаряд». На данных этапах оценивалось уровень знаний исторических фактов, глубина погружения в тему, ее визуальная и содержательная насыщенность. Учитывалось наличие единства урочной и внеурочной деятельности при подготовке к мероприятию (просмотр видеоматериалов по теме проекта, чтение дополнительной литературы, проведение конкурсов рисунков, плакатов, мультимедийных презентаций и т.п.).

По итогам «Битвы за историю» команда продолжила занимать вторую лидирующую позицию.

28 мая ратники МБОУ СОШ № 32 приняли участие в муниципальном этапе проекта «Три ратных поля России в Сургуте» - «Боевом историческом учении». Впервые муниципальный этап проекта прошел настолько масштабно.  Грандиозное открытие состоялось на территории МБУ «Историко-культурный центр «Старый Сургут». Участники проекта представили гостям мероприятия, родителям и педагогам творческие номера, в рамках концертной программы свои визитные карточки представили и участники Боевого исторического учения – команды 4 общеобразовательных организаций: гимназии «Лаборатория Салахова»; школы № 4; школы № 15; школы №32. Самым зрелищным номером концертной части стал парад «Небывальцев», участники парада  выходили на площадку «Историко-культурный центр «Старый Сургут» целыми батальонами и строились в ряды. Небывальцев школы № 32 представляли учащиеся 4-х классов, которые вышли с портретами героев Великой Отечественной войны.

Поздравить школьников пришли Александр Иванович Сальников, заместитель Председателя Думы ХМАО – Югры, Иваницкий Эдуард Юрьевич, депутат Думы города Сургута, представители департамента образования Администрации города, Александр Николаевич Лозинский, генеральный директор ООО Мясокомбинат «Сургутский», Шарипов Наиль Нуриманович, заместитель начальника управления по природопользованию и экологии Администрации города, Дионисий Безносов, иерей, клирик храма в честь свтого Николая архиепимкопа Мир Ликийских Чудотворца г. Сургута и представители общественных организаций города. После открытия участники исторического учения отправились в городской парк «За Саймой» для прохождения «боевых» исторических операций.

На стартовой площадке «Коломна» капитаны команд получили маршрутные листы для прохождения дальнейших испытаний и отправились в воображаемое путешествие по трем ратным полям: «Тропа 13-80», «Тропа 18-12»,  «Тропа 19-43», каждое из которых состояло из нескольких конкурсных испытаний, где  участники «погружались» в изучаемые эпохи, размышляли о подвигах и поражениях Русского народа, нравах и быте наших предков и их отражении в современной культуре.

Первый этап «Тропа 13-80» состоял из 6 станций, на каждой из которых школьники анализировали духовные ценности Русского народа. На станции «Зона поражения» ребята боролись с нравственными болезнями человечества, аргументировали значимость преданности и любови к своему отечеству, к своему народу. На станции «Русь XIII в. Тверское княжество» участникам предстояло выполнить настоящую дипломатическую миссию, апеллируя историческими фактами и событиями, уговорить  Тверского князя Михаила стать соратником Дмитрия Донского в бою.

На втором этапе «Тропа 18-12» участники попали в зону военных действий Бородинского сражения, где герои Отечественной войны 1812 года проверяли накопленные знания участников об истории сражения. Этап состоял из 5 станций, каждая из которых посвящена отдельному направлению истории сражения. На станции «Казачий пикет» участники демонстрировали знания народного фольклора, вместе с организаторами станции - Казаками хуторского казачьего  общества «Сургут». Вместе со студентами БУ «СурГПУ» учащиеся изучали карту Бородинского сражения, объясняли исторические предпосылки битвы. На знание произведений живописи ребят проверяли на станции – Галерея славы.

На третьем, заключительном этапе «Тропа 19-43» участники попали во времена Великой Отечественной войны. Участники прошли 5 станций, на которых школьников проверили на знание бронетанковой техники. Также ребята пытались определить вид танков и военных самолетов с помощью настоящей артиллерийской буссоли. Так же учащиеся демонстрировали свои навыки оказания первой помощи при переломах и ранениях на станции «Мед.- сан. часть». На станции «Огненная дуга» команды соревновались в метании гранаты, стрельбе и сборке/разборке автомата. Знания по истории периода Великой отечественной войны школьники испытали в «Интеллектуальном штабе», работая с картами и схемами. Так же в рамках этапа совместно с педагогами

АУ «Сургутский политехнический колледж» для школьников была организована настоящая военная миссия, используя свои знания о разведке и тактике ведения боя, участники команд разминировали минное поле.

По результатам всех трех этапов проекта стали известны победители и призеры проекта. Наградой для них стали сертификаты на экскурсионно-образовательную поездку по трем ратным полям России, которая состоится в сентябре 2019 года.

Призер проекта - команда учащихся 32-й школы!!!!! Команда награждена сертификатом экскурсионно-образовательной поездки на места боевых сражений. Чести посетить исторические места удостоены 8 учащихся школы в сопровождении педагога-организатора Садреевой В.Р.

Проект «Три ратных поля России в Сургуте» в ратном деле объединил всех: и учащихся, и педагогов, и родителей. Большой вклад в успех внесла слаженная работа творческой группы педагогов: Прогонюк Л.Н., директора, Григорьевой А.Г., заместителя директора по ВВВР, Колясниковой В.Г., заместителя директора по УВР, руководителей МО классных руководителей Урсакий С.Б., Переседовой А.Ю., Харитоновой О.Б., педагогов Садреевой В.Р., Дьяконовой О.Ф., Савиновой М.В., Бышко Т.А., Грищенко Н.П., Рысляевой Е.Ю., Каримовой Г.Р., Поляковой Е.И., Шархитовой Г.Я., Шагаровой О.Л., Матиевой З.А., Казаковой Е.В., Алиевой И.В., Переседовой А.Ю., Тутко Н.Г., Мильч А.Р., Ахмедовой А.В., Кротовой И.Г., Красиловой Г.Н., Панасюк Н.А. и многих других.

Заместитель директора по ВВВР А.Г.Григорьева